Ранний возраст (от 0 до 3 лет) - очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь овладеть родным языком, накопить значительный запас слов; научить произносить звуки.
Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до 3 лет. Количество слов, которые ребенок слышит в течение дня, определяет уровень его интеллекта и речевого развития. Причем слова эти должны исходить от тех, кто заботится о нем.
В каких случаях проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи у ребенка?
- у ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба
- к 1,5-2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова
- ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ
- ребенок не использует в общении мимику и жесты
- ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя
- у ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми
- в речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки, запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания
ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком
В этих случаях необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2-3 года, если были тяжелые роды, асфиксия, родовспоможение, тяжелое протекание беременности.
Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка
- разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко
- вести «параллельный разговор» - «ритуал называния», когда ребенок смотрит на предмет
- читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки
- использовать прием дополнения детского высказывания
- использовать прием объяснения: планирование, начало, окончание действия
- использовать прием «лесов»: взрослый начинает - ребенок продолжает говорить
- петь песенки
- не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами, говорить с ним на доступном уровне
- нужно ли «сюсюкать»? Всему свое время. В раннем возрасте такой язык просто необходим ребенку, обучает его формам слов, которые ему доступны
- поощрять активность ребенка в рамках его возможностей, излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.
Желаем удачи!